Спецификация любого динамика содержит, помимо цифр мощности, диапазона частот и чувствительности, еще и информацию о том, из какого материала изготовлена такая важная часть динамика, как диффузор.
При этом, если сухие цифры можно и не комментировать (разве что за исключением случаев запредельной мощности), то из материала диффузора любая реклама готова сделать культ. Производитель изо всех сил убеждает покупателя, что материал диффузора именно данного динамика — самый музыкальный, самый лучший и самый надежный. Но мы ведь давно уже не верим рекламе, и поэтому сейчас просто проанализируем все существующие материалы, из которых делаются диффузоры акустических систем, устанавливаемых в автомобиль. Каждый из материалов, естественно, имеет целый ряд присущих ему особенностей, которые необходимо учитывать при выборе остальных компонентов аудиосистемы и инсталляции.
Сначала немного истории. Динамик, он же (по стандартам!) «головка динамическая прямого излучения», был изобретен американцами Келлогом и Райсом в 1925 году. И тогда же запатентован. С тех пор прошло более трех четвертей века, но даже если сегодня взглянуть на патентную заявку — многое ли изменилось в основных чертах устройства динамика? И да, и нет. Остались принципы преобразования переменного электротока в звуковые колебания, но в остальном наука и техника ушла далеко вперед.
Можно ли назвать динамик идеальным преобразователем? Нет конечно! Потому что в идеале громкоговоритель обязан иметь диффузор из материала, плотность которого равна плотности воздуха. Мало того, этот материал должен иметь абсолютную жесткость, а диффузор должен быть закреплен на подвесе, ход которого отличается стопроцентной линейностью. Утопия? Да, именно так. Реальный диффузор имеет явно превышающую воздух массу и подвержен деформации, подвес линейным быть не может, как ни стараются производители, а если вспомнить о всевозможных источниках резонансов, искажений, а потом еще и представить, что автомобиль двигается, прыгает на кочках... страшно?
В мире регулярно появляются альтернативы классическим динамикам: ленточные, планарные, электростатические.
Но они не решают существующие проблемы воспроизведения звука, зато с успехом создают новые. А тем временем «головка динамическая прямого излучения» совершенствуется. Наиболее заметные инновации в акустических системах связаны именно с предметом сегодняшнего нашего обсуждения — материалом диффузора. Как известно, первые динамики имели диффузоры из бумаги. Со временем, вслед за бумагой и всевозможными композициями на основе целлюлозы начали появляться композитные материалы, полимеры, а также металлы и их сплавы. Но вот интересная особенность: с появлением новых материалов старые никуда не деваются. Причина на поверхности: вечный компромисс между двумя противоречивыми свойствами, которыми обязан обладать диффузор — предельно низкая масса и одновременно предельно высокая жесткость. Жесткость нужна для того, чтобы ускорение от звуковой катушки передавалось без деформации излучающей поверхности динамика от центра до самых краев. Предельно низкая масса — для того, чтобы максимально быстро реагировать на малейшие нюансы и не иметь инерции, мгновенно затухая...
Поиск компромисса между этим двумя величинами-антагонизмами идет ровно столько же, сколько существует динамик. Если бы идеальный вариант был найден — давно прекратились бы поиски. Но на сегодня имеем ситуацию, описанную в самом начале статьи: массу всевозможных материалов, в той или иной степени удовлетворяющих обоим требованиям, и производителей, убеждающих слушателя, что их материал — единственно правильное сочетание легкости и жесткости.
Эта история — всего лишь подготовка к обширной работе, которую мы провели, анализируя всевозможные материалы, применяемые в наше время для изготовления диффузоров и установке автозвука. Впрочем, не только диффузоров: достанется и материалам, которые применяются для производства куполов высокочастотников. Обо всем этом — в следующих частях.
Продолжение следует...
© Copyright. carsound-factory.ru. Все права защищены. При копировании любого материала с ресурса гиперссылка на первоисточник ОБЯЗАТЕЛЬНА!